Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия для слабовидящих
Календарь
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Развитие творческих способностей детей через различные виды музыкальной деятельности.

Музыка объединяет моральную, эмоциональную

и эстетическую сферы человека.

Музыка — это язык чувств.
Василий Сухомлинский

Развитие творческой личности происходит в разных областях. Одна из них – музыкальная деятельность. В детском саду музыкальное занятие является самым сложным по своему построению в детском саду, поскольку чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

— восприятие музыки, специально созданной для слушания;

— восприятие музыки в связи с ее исполнением;

— музыкально-дидактические игры;

— пение;

— музыкально-ритмические движения;

— игра на музыкальных инструментах;

— песенное творчество;

— музыкально-игровое и танцевальное творчество;

— импровизация на детских музыкальных инструментах;

— знания общего характера;

— специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

На музыкальных занятиях мы — музыкальные руководители помогаем ребенку раскрыть творческие способности при помощи различных видов деятельности — пения, восприятия, ритмики, иры на детских музыкальных инструментах. Поэтому, я считаю необходимым включать творческие задания в каждые из них. Но прежде чем увидеть творческую личность в ребенке – мы работаем с ним разных сторон – пытаемся раскрепостить, добиваемся расположения к себе, ребенок должен комфортно чувствовать себя среди детей, среди той среды, где он находится. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей, быть непохожими на других, разбудить их фантазию, пытаться максимально реализовать их способности. Исходя из этого, одной из задач музыкальной образовательной деятельности является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Хотелось бы подробно рассмотреть влияние каждого вида деятельности на творческое развитие ребенка.

Основа всех видов музыкальной деятельности – это восприятие. Прежде чем ребенок творчески себя проявит – конечно же, вместе с ним нужно пройти небольшой путь и прийти к тому, что он будет воспринимать музыку, накапливать музыкальные впечатления, хорошо ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (динамика, темп, регистр, интонации), чувствовать смену характера в музыкальном произведении и только после этого дети будут использовать опыт восприятия в творческих импровизациях.

Первая ориентировка в песенном творчестве детей начинается с младшей группы при помощи простейших звукоподражаний («пи-пи», «ку-ку», «му-му»), связанные с различными жизненными образами. Чтобы ребенок мог отобразить образ при помощи песенного творчества – использую песни , где поется о каком либо герое или конкретном жизненном явлении. Например, «Котик» муз.И.Кишко — дается образец, как, например, мяукает котенок. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. Конечно, каждый придумывает по-своему. Например, в песне-образце «Котик» — мяукание котенка выражено определенной интонацией, можно придумать мяукание с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения вторично играю фортепианное вступление, затем пою песню без фортепианного сопровождения, и предлагаю ребенку закончить песню по-своему, импровизируя мяукание котенка. После детского исполнения проигрываю последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность. Необходима в творческое перевоплощение бутафория, маски, шапочки, иллюстрации.

Следующий вид музыкальной деятельности – игра. Они, как известно бывают пальчиковые и подвижные. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении. Важной особенностью игры, как формы жизни детей является её проникновение в различные виды деятельности. Игра всегда вызывает большой интерес у детей и является оптимальным средством для общего, физического и психологического развития и укрепления организма ребёнка.

В музыкальных играх решаются следующие музыкально-педагогические и развивающие задачи:

1.Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности.

2.Развивать художественно-творческие способности, которые у детей дошкольного возраста проявляются в своеобразном, индивидуальном выражении игрового образа в самостоятельной деятельности.

Можно взять любую игру, в любом возрасте и везде есть перевоплощение в различные образы. Зайчики, жучки, куклы, солдаты. Конечно же, связать все воедино помогает музыка, рассказ, пособия. Конечно же для использования игр я использую тематические аксессуары, которые несложно приготовить. Ушки, крылышки, платочки.

При переключении на такой вид деятельности, как музыкально ритмические движения, танец, музыке отводится очень большое место. Я стараюсь дать детям возможность самостоятельно выражать в движениях характер музыки. Пусть это будет неуклюже, не совсем то, чего мы хотим. Но ребенок должен прочувствовать и пропустить через себя все нотки музыки. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это будет весьма трудно.

Когда ребенок освоится в звуках музыкального произведения – я начинаю разучивать с ними определенные движения, а после эти движения складывать в танец. И в танце каждый ребенок, если он окунулся в это произведение, одинаковые, на первый взгляд движения, каждый ребенок выполняет по-своему, вкладывая часть своей души.

Готовясь к постановке танцевального номера, я тщательно подбираю музыку. Эту музыку я предлагаю ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер, темп и природу. Так рождается творческая мастерская детей и педагога. Очень интересно слушать ответы детей на представленный образ.. Самое главное – создать доверие между музыкальным руководителем и ребенком. Тогда ребенок откроется вам и творчество будет развиваться в нужном русле. Важно, чтобы дети все были хороши, не выделять никого, чтобы ребенок не закрылся и не боялся отвечать «а вдруг неправильно».

Творческие способности к импровизации раскрываются и при игре на детских музыкальных инструментах. Прежде, чем творить…..мы узнаем звуки. Различные звуки….природы – ручейка, шум ветра, дождя. А потом мы их находим в музыке. Пытаемся сравнить, найти, создать, сыграть.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Они очень хорошо развивают творческое воображение. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать и родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной — двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

А сейчас мы  сами попробуем озвучить небольшое произведение.

«Мышиная история»

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

На протяжении 6 лет я работаю руководителем районного методического объединения «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Первомайского района. И практически на всех мероприятиях мы затрагиваем тему «Развитие творческих способностей дошкольников». Собственно это цель нашей работы, которая проходит неразрывной нитью во всех видах деятельности. Т.к. я уже говорила мы должны тесно работать с педагогами детского сада – в наше РМО я привлекла и воспитателей. Практически все МО у нас проходят в форме МК. Судя по результатам диагностики – мы работаем не зря. Положительных результатов много, и это очень радует.

Я желаю всем успехов в нашей педагогической деятельности, и чтобы наша работа приносила только радость и удовольствие от того, что мы творим и стараемся не зря, а во благо самого сокровенного в этой жизни – детей!

Подготовила муз. руководитель Щербакова Г.В.

Рубрики
Вверх
Вниз