Описание образовательных программ
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Улыбка» города Невинномысска (далее Программа) является нормативно – управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Улыбка» города Невинномысска (далее ДОУ). Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Программа разработана с учетом «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), с учетом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также парциальных программ.
Программа служит механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и раскрывает принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, способствующей реализации целевых ориентиров, а также подходы к интеграции образовательной деятельности дошкольника.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, обеспечивающая разностороннее развитие воспитанников ДОУ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа направлена на:
создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и другими детьми);
познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
способов и направлений поддержки детской инициативы,
особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Программа содержит описание системы оценивания индивидуального развития детей в форме педагогической и психологической диагностики, а также качества реализации Программы. Система оценивания качества реализации Программы направлена на оценивание созданных в ДОУ условий внутри образовательного процесса.
Программа состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений (в тексте обозначена курсивом) для детей от 2 лет до прекращения образовательных отношений, включая коррекцию речи детей от 5 до 7 лет. Обе части являются взаимодополняющими.
Обязательная часть разработана с учетом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений представлена программами:
— «Региональная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Р.М. Литвинова, ООО «Литера», 2009 г. – с 5 до 7 лет;
— «Формирование основ безопасности у дошкольников» Н.Н. Авдеева,О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина; с 2- 7 лет;
— «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева, издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2007 г. – с 2 до 7 лет.
— «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, с 4-7 лет.