Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия для слабовидящих
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Специфика психолого-педагогического развития  детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации

Речевые нарушения у детей на современном этапе являются достаточно распространенной проблемой. Степанова О.А. определяет частоту встречаемости речевых нарушений у детей дошкольного возраста в 40 – 60 % случаях. При этом выделяют как незначительные отклонения, так и серьезные – общее недоразвитие речи. Тяжелые речевые нарушения – это нарушения, связанные с экспрессивной (внешней) речью, влияющие на взаимодействие ребенка с окружающими: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание и общее недоразвитие речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи, имеющие сохранный слух и первично сохранный интеллект, обладают потребностью в сохранении и формировании полноценной жизни. Системно-динамический анализ онтогенеза, осуществленный Корневым А.Н., показал наличие особенностей овладения ребенком социально ориентированного дискурса. У детей с нарушением речи нарушена одна из важных функций – коммуникативно-речевая, что влияет на социальную интеграцию и социальную успешность. Посевина М.В. акцентирует внимание в своих работах на том, что у детей с тяжелыми нарушениями речи проявляются вторичные нарушения психических процессов: снижение объема памяти, неустойчивое внимание, задержки в развитии мышления, сниженный уровень развития произвольных психических процессов и другие.

Таким образом, ряд отечественных психологов (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Запорожец А.В. и др.) говорят о необходимости участия речи в формировании всех психических процессов – восприятие, память, воображение, мышление, произвольное поведение. Ребенок с нарушением речи нуждается в специально организованном коррекционноразвивающем пространстве с целью нивелирования последствий нарушения речи. Ромусик М.Н. определяет у детей с общим недоразвитием речи особенности коммуникативной, познавательной и речевой сфер, а также личностной. Так коммуникативная сфера отличается от развития детей в норме: снижением потребности в речевом общении, направленностью общения на партнера, недостаточным объемом речевых конструкций, низкой личностной активностью детей, стремлением к невербальному общению. В исследовании Ромусик М.Н. выявлена связь между уровнем коммуникативного развития и личностной активностью: чем выше личностная активность дошкольников, тем выше уровень коммуникативного развития. Толоконникова О.И., Прошкина А.В., Лещенко С.Г. в своем исследовании акцентируют внимание на особенности коммуникативной сферы у детей с нарушением речи. Уровень развития речи таких детей оказывает влияние на уровень сформированности общения в целом. Также коммуникативные навыки детей с нарушением речи зависят от отношения ребенка к своему дефекту и степени фиксированности на своем дефекте. Речевые нарушения у детей в будущем могут стать причиной нарушений письма и чтения в начальной школе, а также в некоторых случаях приводить к низкой академической и личной успешности обучающихся при освоении общеобразовательных программ основного и среднего общего образования.

Таким образом, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, а именно с речевыми нарушениями, имеет вторичные нарушения психических процессов, а также нарушения коммуникативной, познавательной, личностной сфер. Данные нарушения приводят к проблемам взаимоотношений с окружающими, нарушению освоения общеобразовательных программ и в целом, к снижению качества жизни. Ребенок с речевыми нарушениями и его семья нуждаются в психолого-педагогической поддержке и сопровождении, в связи с особенностями функционирования семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

учитель-логопед Ильичева Ю.А.

                             

 

Рубрики
Вверх
Вниз