Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.
Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.
Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое значение для воспитания нравственности. «Взращивание» культурной личности ребенка происходит постепенно: начинается с простого интереса к чему-либо, и только потом, – пониманием и желанием участвовать самому.
Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны.
В старшей группе мы используем такие формы работы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:
- Рассказы воспитателя о родном Ставропольском крае и городе Невинномысске, о России.
- Мини-музеи, выставки изделий народных промыслов, предметов быта русского народа, игрушек.
- Прогулки по окрестностям.
- Экскурсия в местный краеведческий музей.
- Посещение памятных мест.
- Встреча с ветеранами войны и труда.
- Чтение рассказов о защитниках Родины.
- Чтение литературы писателей Ставрополья.
- Беседы в виде вопросов и ответов.
- Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
- Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.
- Тематические фольклорные праздники.
- Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.
Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад: дети, воспитатели. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город, столица Родины – город Москва, вся страна Россия.
Мы, педагоги стараемся создать такую последовательность в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании. Для знакомства со своей Родиной в группе созданы уголки патриотического воспитания, где в наличии литература и игры для знакомства с государством, его символикой, защитниками родины от давних времён до наших дней, для знакомства со своей малой родиной, ее историей, символикой, природой. Также в группе есть различные пособия для знакомства детей с достижениями и открытиями в сфере космического развития страны и всего мира. В различных игровых уголках есть народные музыкальные инструменты, элементы русского народного костюма и формы различных родов войск, примеры изделий русских мастеров и некоторые предметы старинного быта крестьян.
Отдельно нужно упомянуть, что в группе собраны книги различной тематики: русские народные сказки и другие произведения русского фольклора, былины о богатырях и стихи и рассказы о подвигах русских людей, книги о природе страны, о ее истории, произведения о жизни людей в других странах, о правилах поведения в обществе.
Воспитатель Селивестрова Н.Н.