Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия для слабовидящих
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Коррекционная работа воспитателей с детьми комбинированной подготовительной к школе группы»

подготовила: воспитатель

Селивестрова Н.Н.

   Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных речевых навыков недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели, специалисты детского учреждения и родители.

В комбинированных группах с детьми с ОНР проводится специализированная работа. Воспитатели таких групп решают следующие задачи:

  • совершенствовать артикуляционную моторику, развивать артикуляционные движения, движения органов речи (губ, щек, языка);
  • развивать правильное речевое дыхание;
  • закреплять произношение поставленных логопедом звуков;
  • совершенствовать фонематические процессы, т.е. умение различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
  • упражнять детей в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
  • обогащать, активизировать словарный запас речи детей;
  • развивать мелкую моторику рук, т.е. движения пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга);
  • подготавливать руки к письму;
  • способствовать формированию связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
  • совершенствовать просодическую сторону речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи;
  • развивать внимание, память, логическое мышление детей в играх и упражнениях в бездефектном речевом материале.

Вся перечисленная работа проводится в комбинированных группах в форме фронтальной занимательной деятельности со всеми детьми, на подгрупповой деятельности, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение.

  Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе педагогов.  Режим дня и расписание образовательной и коррекционной деятельности в логопедической группе строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания  коррекционных задач.

  Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. При подборе дидактического материала учитываются:
— наполняемость уголка;

— разнообразие материала;

— соответствие возрасту;

— доступность;

— системность;

-эстетика оформления.

В основу наполняемости положено тематическое планирование по лексическим темам. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер,  подобран  в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

Коррекционная работа ведется по следующим направлениям:

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
  2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
  3. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. В тетради по взаимодействию специалистов воспитатель указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы, по  возможности, включать эти задания в индивидуальную работу, рекомендовать их родителям для закрепления дома.

Содержание данных занятий определено программой:

а) проигрывание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук.

б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов.

в) упражнение в звуко – слоговом анализе и синтезе.

г) повторение лексико – грамматических упражнений.

д) упражнения на развития внимания, памяти, мышления.

  1. Фронтальные занятия проводятся воспитателем в соответствии с календарным планом логопедической работы. Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в комбинированной группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия. С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения словаря, развития связной речи специалисты группы организуют свою работу в рамках определенной лексической темы.

Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.

  1. Коррекционная работа также осуществляется не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах в разных видах детской деятельности: коммуникативной, двигательной, игровой, трудовой (самообслуживания, хозяйственно – бытового труда и труда в природе, дежурство), продуктивной, познавательно-исследовательской (совместная деятельность с воспитателем, самостоятельная деятельность детей), на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Остановлюсь подробнее на некоторых видах деятельности.

  Пальчиковая гимнастика. Переоценить значение пальчиковой гимнастики достаточно сложно. Пальчиковые игры  развивают  ловкость,  подвижность,  творческие способности, внимание и скорость реакции,  а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Дети  быстрее  учатся писать,  лучше  говорить,  лучше запоминать, у них развивается координация движений, они скорее успокаиваются после стресса. Пальчиковые игры включаются в режим дня перед утренней гимнастикой, после прогулки, после дневного сна: не только ранее разученные и хорошо знакомые, но и новые.

  Утренняя гимнастика. В комплексы  утренней гимнастики включаются общеразвивающие упражнения без предметов и с использованием  различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, флажками, обручами, скакалками.), что способствует развитию свойств психики-внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени. Упражнения для кистей рук (сжимание, разжимание кулаков, вращение кистей рук) укрепляют мелкие мышцы рук, активизируют кровообращение, повышают тонус коры головного мозга.

  Дежурства по столовой можно продумывать таким
образом, чтобы один из детей уверенно владел умениями и комментировал все свои действия, обучая второго, обладающего недостаточно сформированными навыками. Обучение приемам правильной сервировки (последовательность, правила раскладывания столовых приборов и посуды) также способствуют развитию мелкой моторики рук.

Во время сборов на прогулку можно предложить детям придумать слова со звуком в середине, в начале, в конце слова, назвать предметы одежды (в зависимости от сезона), предложить различные задания на закрепление лексических понятий, грамматических форм (надеваю – одеваю; кладу – положу), закреплять  умения правильно выражать просьбу (предложения простые и распространенные).

Деятельность в  природе (труд, дежурство, поручения, наблюдения, игры, экспериментирование), организованная в группе и на прогулке способствуют:

  • обогащению связной речи: описание растения и животного, рассказ о выполненной работе, эксперименте; развитию лексики: признаки растений и др.; развитию словаря: названия растений и животных;
  • формированию трудовых навыков, что благоприятно сказывается на развитии психических процессов (внимание, воля, память, мышление), становлению физических качеств (сила, выносливость, ловкость), а также укреплению рук и плечевого пояса, развитию мелкой моторики (работа с инструментами).

Перед приемом пищи можно провести работу по закреплению лексико-грамматического строя речи. Закрепить:

  • видо-родовые понятия (овощи, фрукты, посуда),
  • согласование существительных и прилагательных (суп гороховый, пюре морковное, творожная запеканка),
  • признаки (как можно назвать пюре, приготовленное из моркови (морковное), морс из яблок, лимона, назвать овощи, которые были в супе и т.д.),
  • родственные слова (хлеб – хлебушек, хлебница, хлебный, нахлебник),
  • ласковые слова (булка-булочка)

Закаливающие процедуры после сна (гимнастика в кроватях, хождение по корригирующим дорожкам) способствуют общему укреплению организма

Как известно, ведущая деятельность у детей логопедической группы, как и в простой группе – игра. Именно в этой деятельности происходит развитие всех компонентов языка. Всё, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребёнком.

Разнообразные игры способствуют развитию речи детей. Дети очень любят игры на развитие силы дыхания, пальчиковые игры.

Существует огромное множество дидактических игр, способствующих развитию речи. Это и игры на подбор противоположных значений, составление с помощью картинок предложений. Очень нравятся детям различные лабиринты («Расставь цифры по количеству предметов», «Проведи животных к своему домику»), которые развивают и пальчики, и мышление, и речь, когда надо все свои действия сопровождать словами. Часто сами дети играют в игры «Эмоции», «Танграм», «Часть и целое», «Что из чего сделано», «Собери фигуру». С удовольствием ребята в моей группе занимаются и продуктивной деятельностью – лепкой, вырезанием, аппликацией.

  Сюжетно-ролевые игры. Такие игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. В процессе игры воспитатель закрепляет полученные на логопедических занятиях навыки.

В подготовительной группе широко используются игры-инсценировки, игровые ситуации, которые побуждают  детей к положительным формам общения, формируют чувства сопереживания, отзывчивости, желание оказать помощь. В свободной деятельности дети используют различные виды театров: кукольный, настольный, теневой. Всё это способствует развитию связной речи, формированию у детей коммуникативных навыков (умения распределять роли, договариваться о выполнении главной роли, считаться с интересами и желаниями друг  друга).

Учитывая, что ребенок приобретает опыт взаимодействия не только в семье, но и в окружении (в частности, в детском саду), можно расширять опыт, вовлекая в коррекционно-педагогическую работу социальных партнеров: музеи, библиотеки, спортивные школы и пр. Мы с детьми ходили на экскурсии в Ледовый дворец зимних видов спорта «Олимпийский» на тренировку хоккеистов и фигуристов, в библиотеку на тематические встречи, на почту, в цветочный магазин, в аптеку, в школу.

Итак, можно сделать вывод, что методы и приемы работы с детьми с ОНР не сильно отличаются от используемых в обычных группах. Но должно наличествовать больше разнообразного материала. Взаимодействие воспитатель-ребенок-родитель значительно повышает эффективность коррекционной работы по развитию речи старших дошкольников, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы, получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

 

Рубрики
Вверх
Вниз