Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия для слабовидящих
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Развитие дивергентного мышления

Развитие дивергентного мышления

старших дошкольников

через использование

интерактивных игровых технологий

Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечить формирование предпосылок учебной деятельности, включающих в себя любознательность, устойчивый познавательный интерес, высокий уровень воображения, наличие коммуникативных навыков и других качеств личности интегративного характера. Решить эти задачи невозможно без целостного восприятия мира ребенком, без понимания связей и взаимодействий окружения.

В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, позволяющих эффективно решать поставленные задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей. Таким образом методы становления основ дивергентного мышления дошкольников являются эффективными и перспективными в данном направлении.

Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) – метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. [1, с.10]

Исследованиями дивергентного мышления занимались Э.П. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Дети чувствительны к системному восприятию мира в своем стремлении связывать «всё и во всём» в окружающем мире. Но зачастую в настоящее время гасится естественная любознательность ребенка.

Принято считать, что один из основных критериев дивергентного мышления является интеллектуально — исследовательская активность, выступающая как активность в порождении новых вопросов и проблем, и которая становится фактором творческого развития старших дошкольников.

Теоретическая значимость созданного проекта обусловлена выходом ФГОС к структуре ООП ДО, в содержании которых выделены образовательная область «познавательное развитие»; необходимостью присвоения старшим дошкольникам определенного образа мышления, позволяющего понимать новые реалии, быстро ориентироваться, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с творческими задачами, усваивать на их уровне диалектические законы развития мира.

Практическая значимость проекта заключается в том, что в результате реализации проекта будет создана дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» по образовательной области «Познание», которая может быть использована педагогами нашего ДОУ, а также педагогами других образовательных учреждений.

Новизна проекта заключается в том, что дивергентное мышление старших дошкольников формируется через использование интерактивных игровых технологий.

Ряд исследователей (Габдулисламова JLA, Горвиц Ю.М., Гринявичене Т.Н., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Ломов Б.Ф., Ляудис В.Я., Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И.Ю. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.

Многие исследователи доказывают, что знакомство с компьютером, дошкольника целесообразно осуществлять в форме компьютерной игры (Горвиц Ю.М., Леонтьева Л.А., Новоселова С.Л., Поддьяков H.H.). Так, Венгер Л.А. в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывает и доказывает необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенка.

Психологи-исследователи (Горвиц Ю.М., Марцинковская Т.Д., Новоселова С.Л. и др.) говорят об эффективности использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. О возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы Дастмана С., Гольдштейна Б.И. и других исследователей. [4, c.3]

Радева P.E. и Смирнова Е.О. рассматривают психологические особенности компьютерных игр как новый контекст детской субкультуры.

Использование компьютерных игровых средств, ориентированных на умственное, речевое, эмоциональное развитие дошкольника, в качестве средства разных видов деятельности способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию интеллектуальной сферы дошкольника, служит средством подготовки к школе.

Основная идея проекта: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие дивергентного мышления старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.

Задачи проекта:

  • Развитие дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
  • Систематизация имеющихся знаний.
  • Создание условий для свободного использования информации в процессе мотивированной познавательной деятельности.

В результате реализации проекта созданы продукты:

  1. Картотека познавательных сказок и рассказов, подобранных для детей старшего дошкольного возраста и соответствует календарно-тематическому планированию нашего ДОО по темам: «Азбука безопасности», «Братск – самый лучший город на Земле», «Образ природы весна», «Водный мир», «Время, календарь», «Дом, квартира, мебель», «Зверье мое», «Зимушка-зима», «Кладовые осени», «Космос», «Насекомые», «Неживая природа», «Одежда, обувь, головные уборы», «Осень в гости к нам пришла», «Птицы», «Путешествия на север и на юг»,  «У медведя во бору», «Цветочные фантазии», «Я в мире человек».
  2. Медиатека познавательных фильмов и презентаций по выше перечисленным темам.
  3. Медиатека авторских интерактивных презентаций для старшего дошкольного возраста в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОО.
  4. Варианты системного оператора (девятиэкранной системы, позволяющей организовать мышление человека и сформировать отношение к любому объекту как к системе) разработаны в соответствии с ООП ДОО «МБДОУ «ДСКВ № 107»
  5. Картотека игр с признаками и игр на развитие творческого воображения и логического мышления.
  6. Круги Луллия на каждую из выше перечисленных тем, которые используются не только как метод развития воображения, но и в качестве пособия для ознакомления с окружающим миром.
  7. Картотека приемов кляксографии и приемов нахождения реальных предметов в цифрах.

Приобретенные навыки интеллектуального поиска необходимы будут дошкольникам для решения широкого круга проблем из самых различных областей жизни.

Современное общество нуждается в активных, творческих и, несомненно, эрудированных людях. Эти качества закладываются с дошкольного возраста. Ключевые компетентности, такие как индивидуальная, коммуникативная и технологическая, формируется у ребенка до семилетнего возраста и не могут возникнуть без содержательного основания, что диктует нам современное законодательство.

Данный проект разработан в соответствии с ФГОС дошкольного образования и может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций, начального звена общеобразовательных школ, педагогами организаций дополнительного образования.

Список литературы

  1. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления — М.: Прогресс, 1965. – 14с.
  2. Гуткович И.Я. Сидорчук Т.А. Формирование системного мышления дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», 2015. – 80с.
  3. Прокофьева Н.Ю. Технология развития интеллекта дошкольников. Методическое пособие для работников дошкольных учреждений. — АО «Первая Образцовая типография», 2015. – 96с.
  4. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. — АО «Первая Образцовая типография», 2015. – 248с.
  5. http://www.dissercat.com/content/metodicheskie-podkhody-k-obucheniyu-pedagoga-psikhologa-ispolzovaniyu-informatsionnykh-i-kom  
Рубрики
Вверх
Вниз