Особенности экспериментирования в разных возрастных группах
Подготовила воспитатель Минакова И.С.
Все дети думают, чувствуют и видят по-своему.
Ж.-Ж. Руссо
Общие закономерности. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм очень велико, и перечислять их не имеет смысла. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть.
Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментаторской деятельности.
Было бы неправильным понять вышесказанную мысль следующим образом: «Как только очередная форма освоена, она заменяется новой». Замены быть не должно. Освоенные формы не отбрасываются и не уничтожаются. Они продолжают играть важную роль в познании мира выросшим ребенком, а позже и взрослым; но они наполняются новым, более сложным содержанием. Освоенные формы продолжают использоваться человеком во все более широких масштабах, возникают их разнообразные модификации. Поэтому они не заменяются, а дополняются новыми формами.
Из сказанного следует важный методический вывод: не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Закон соподчинения форм другой: ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту. Чтобы такое стало возможным, педагог работает как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела.
Исходной же формой, из которой развились все остальные, является манипулирование предметами (Л.С. Выготский).
Эта форма возникает в раннем возрасте, чаще всего — примерно в 3—3,5 месяца, когда она является единственной доступной ребенку формой экспериментирования. Ребенок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Предметы (для него) то появляются, то исчезают, то разбиваются со звоном. Взрослые то смеются, то что-то рассказывают, то ругают. Таким образом, идет двойной эксперимент: и природоведческий, и социальный. Полученные сведения вносятся и сохраняются в памяти на всю жизнь. Ребенок точно запоминает, что любой выпущенный из рук предмет падает на пол, а не улетает к потолку, что одни вещи бьются, другие — нет, что из бабушки можно вить веревки, а с мамой шутки плохи.
В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется, но в принципе остается манипулированием. Данный период можно было бы, вслед И.П. Павлову, назвать «Что такое?». Каждый ребенок готов ежедневно осматривать содержимое маминой сумки и всех мебельных ящиков, он пытается разбить каждую игрушку и любой попавший в его руки предмет, он его обнюхивает, облизывает, ощупывает, т.е. совершает так называемые обследовательские действия, хорошо знакомые каждому взрослому. Это — очень важный этап развития личности, поскольку в это время усваиваются сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми сталкивается ребенок. Данный период длится первый, второй и третий годы жизни. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему. После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период — период любопытства («А что там?»). Некоторые взрослые воспринимают его как непоседливость, неусидчивость, даже невоспитанность, потому что дети этого возраста начинают доставлять излишние хлопоты. Но с биологической «точки зрения» чем активнее ребенок, чем сильнее развито в нем любопытство, тем он полноценнее как личность. Он продолжает овладевать уже более сложными сведениями — сведениями о процессах и явлениях, а также о своих возможностях по совершению тех или иных операций. Наши исследования показали, что каждый ребенок пяти лет, если он воспитывался правильно, совершенно трезво и объективно оценивает свои способности: это я смогу сделать, а это — нет.
Где-то в середине периода любопытства (на четвертом году жизни) исходная форма деятельности — манипулирование предметами — разделяется на три направления. Первое направление разовьется в игру, второе— в экспериментирование, третье — в труд.
Вначале (в 4 года) это деление выражено слабо; оно заметно только исследователю-теоретику, затем оно становится все более и более четким, и, наконец, после 5 лет — при условии правильного воспитания — ребенок вступает в следующий период — период любознательности. Экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты. Для нее, конечно, характерны возрастные особенности, которые освещены выше, она еще очень похожа на игру, но все же теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование в привычном для нас смысле слова.
Из сказанного следует, что конечный результат во многом определяется качеством постановки работы во всех возрастных группах. Если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментаторской деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в7 лет не умеет ни играть, ни экспериментировать, ни трудиться. Он умеет только манипулировать предметами: вытаскивает из ящиков все игрушки, раскладывает ровным слоем по квартире — и больше ничего. Вот почему рассмотрение динамики становления навыков детского экспериментирования в данном пособии начинается с первого года жизни.
Становление этапов экспериментирования в возрастном аспекте.
1-я группа раннего возраста. Самые ранние зачатки экспериментирования относятся к тому возрасту, когда ребенок впервые протянул руку к погремушке. С этого момента он начинает бессознательно манипулировать предметами, а его анализаторы фиксируют все события. Память обогащается все новыми и новыми фактами, и наконец наступает такой момент, когда благодаря переходу количественных изменений в качественные появляется новая форма манипулирования — сознательная. Теперь ребенок осмысленно бросает игрушки, стучит ими друг о друга, пытается укусить и сломать. Дети много действуют и многое запоминают путем запечатления, но наблюдение как целенаправленный процесс у них еще отсутствует.
Для развития манипулятивной деятельности ребенка взрослый должен обогащать среду различными объектами — как игрушечными, так и настоящими. Все действия — и свои, и ребенка — взрослый сопровождает словами. Их смысла ребенок пока не понимает, но запечатлевает звуковой образ слова в памяти и «привязывает» слово к объектам и действиям. Таким образом, в течение первого года жизни ребенок должен:
— манипулировать предметами;
— смотреть, как это делает взрослый;
— начать запоминать значение некоторых слов.
2-я группа раннего возраста. На втором году жизни взрослый еще более расширяет возможности ребенка по манипулированию предметами. Новым в данном возрасте становится управляемое манипулирование. Малыш начинает выполнять отдельные действия по просьбе взрослого. Одновременно он должен запомнить слово «Нельзя!». К пониманию смысла этого слова он должен прийти через собственный опыт, который бывает не только приятным, но и огорчительным. Чрезмерное увлечение словом «Нельзя!», использование его без подкрепления реальными отрицательными последствиями лишает ребенка возможности приобретать собственный опыт, вследствие чего теряется вера в это слово.
Речь воспитателя становится более лаконичной и четкой, поскольку теперь ребенок должен понимать почти все слова. Внимание детей крайне неустойчиво, поэтому взрослые должны принимать самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от развлечения.
1-я младшая группа. На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!» Это — основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы — извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».
К концу второго года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.
Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.
В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел). Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.
К трем годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.
2-я младшая группа. На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. Из таблицы видно, какой скачок делает экспериментирование в данном возрасте. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
— у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает) ;
— сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
— появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным. Например, ребенок спрашивает: «Кошка ест помидоры?» Вместо краткого «Нет» можно предложить проверить это самому. Перед кошкой кладут кусочек помидора и наблюдают, чем кончится дело. В конце взрослый задает ребенку его же вопрос: «Ну что, съела?» — и тот хорошо понял: нет.
Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, как в предыдущей группе, а два действия подряд, если они просты: «Оля, вылей водичку и налей новую», «Володя, отнеси совочек и принеси лопатку». Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?» У детей четвертого года жизни начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом кружочке поставим стрелку на те продукты, которые съел хомячок», «Вот две картинки. На какой из них изображено такое же дерево, как наше?» Это способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном.
Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
Средняя группа. В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос: «Как это сделать?» Он может теперь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.
В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.
Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу.
Наконец, в средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.
Старшая группа. При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В противном случае имеет смысл строить педагогический процесс по системе, описанной для средней группы.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал».
При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.). Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами.
Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс. Например, спрашивая, почему на нашем игровом участке не растет трава, он может получить довольно длинную логическую цепочку: «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (первое звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (второе звено)», или: «Почему наша астра цветет зимой?» — «Мы выкопали ее из земли, принесли в комнату, насыпали в ящик хорошую почву, поставили в теплое место, все время поливаем. У нее есть все условия, чтобы ей хорошо себя чувствовать». Здесь мы пронаблюдали шесть звеньев логической цепочки.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.
Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
Подготовительная к школе группа. В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребенка.
Сводные данные о возрастной динамике формирования всех этапов экспериментирования приведены в следующем разделе в виде таблицы.
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Какой бывает вода?»
Тема: «Какой бывает вода?»
Цель: Познакомить детей с некоторые свойствами воды. Обратить внимание на необычные свойства воды.
Задачи:
Расширить представления детей о многообразии природных явлений.: дождь, снег, пар, лёд
Учить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать у детей мышление, познавательную активность, творческое воображение в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: стаканчики: с водой, с молоком, палочки по количеству детей, песок, сахарный песок, кусочки льда, термос с горячей водой, стекло, акварельные краски, лупы, мяч.
Ход занятия
- Психогимнастика «Хорошее настроение»
Ребята, возьмитесь за руки, представьте, что наши руки — это лучики горячего солнца. Давайте улыбнемся друг другу и передадим друг другу хорошее настроение, а теперь поделимся хорошим настроением с гостями.
- Послушайте и отгадайте загадки.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле
Только ноги на земле (дождь)
Растёт она вниз головою
Не летом растёт, а зимою
Чуть солнце её припечёт
Заплачет она, утечёт.(сосулька)
Что за звездочки резные
На пальто и на платке
Все сквозные, вырезные
А возьмёшь — вода в руке, (снежинка)
Все загадки вы отгадали верно, они были о дожде, сосульках, снежинках.
Из чего состоят дождевые капли, снежинки, сосульки? (из воды)
Что вы представляете при слове «вода» ?
Вода бывает разной. Это — быстрый ручеёк, огромное море, холодные льдинки или горячий пар.
- Опыт с водой. «У воды нет вкуса и запаха »
Ребята, какая вода на вкус? Попробуйте воду из стаканчика. Какой вкус у воды? (ответы детей). У воды есть запах? Как можно это проверить? ответы детей). Вода может быть кислой, сладкой, горькой? (ответы). Попробуйте воду из желтого стаканчика(кислая). Какая вода на вкус? (ответы). А теперь в красном стакане (сладкая). А вы говорили, что у воды нет вкуса. Почему в красном и желтом стаканах вода имеет различный вкус? (ответы детей) Правильно, вода приобретает вкус того вещества, что в ней растворяют. Попробуйте воду в голубом стакане, какая она на вкус?
Возьмите щепотку соли и растворите в голубом стакане. Попробуйте эту воду, какая она стала. Почему вода стала солёной?
Очень часто можно слышать выражение «Какая вкусная вода?» Почему люди так говорят? (Ответы) Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, а чтобы выразить своё удовольствие говорят: «Какая вкусная вода», хотя вкуса не чувствуют. Морская вода имеет вкус? Какой? (солёный), т.к. в ней много солей. Морскую воду можно пить? (ответы детей). Пить нельзя, но полезно ею лечится.
Ребята, посмотрите в стакан, где мы растворили соль. Что вы видите? Куда исчезли кристаллы соли? Да, они растворились в воде. Вода может растворять некоторые вещества. Что ещё можно растворить в воде? Вода может растворить даже железо, золото. Как вы думаете, песок вода растворит? Давайте проверим.
- Опыт с водой. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет»
Насыпьте в стакан песок и посмотрите исчезнет он или нет.
Дети растворяют в воде песок. Растворяется в воде песок? А камни? (ответы детей).
Давайте проверим, может через некоторое время песок растворится.
Подумайте из чего состоит речное и морское дно? Давайте рассмотрим через лупу песок. На камень. Из чего он? Посмотрите на воду через лупу. Какая вода? (прозрачная)
- Физкультурная пауза.
А песок прозрачный? Давайте проверим. Дети засыпают монетку песком. В воде монетку мы увидим? Положите монетку в воду. Что можно сказать об этом? А ещё вода может увеличивать изображение. Посмотрите друг на друга сквозь банку. Можно покорчить рожицы. Раньше люди использовали это свойство воды , когда ещё не было увеличительных стекол, чтобы рассмотреть маленькие предметы погружали в прозрачную воду.
- Опыт с водой «Лед легче воды»
Ребята, как вы думаете, что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? (ответы детей), а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Лёд легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.
- Опыт с водой «Вода не имеет формы».
Показать детям кубик льда (напомнить, что лед — это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в
стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Предложить ребятам налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Скажите, что такое ледник? Где можно увидеть ледник? (в горах) Многие реки берут свое начали в ледниках .Как называется река в нашем городе? (Кубань) Кубань берёт начало с западных склонов Эльбруса. С помощью опыта мы это сможем увидеть. Показывает небольшой макет горы со льдом. Пусть наша гора постоит в сторонке а мы попробуем понять откуда берется дождь.
- Опыт с водой. «Пар-это тоже вода» Скажите, откуда берется дождь? (ответы детей)
Воспитатель берёт 2 термоса с кипятком и сверху кладет на оба термоса зеркальца. С первого сразу снимаем зеркальце, а на другом даем некоторое время постоять.Что мы видим на зеркальце? (капли воды). Откуда они появились? Рассмотреть по аналогии другое зеркальце. Воды на нем больше. Почему? Если зеркальце перевернуть , то с него упадут капли. Так откуда берется дождь? Из каждой тучки идет дождь? Только из той, в которой капельки стали нужного размера. Если капли маленькие, они легче и не упадут на землю. Когда капли подрастут и станут крупнее и тяжелее, они упадут на землю. Облако плывёт над землёй и собирает в себя пар, капли увеличиваются и идет дождь.
Давайте посмотрим на наш ледник. Он начал таять, потекли первые ручейки. Почему ледник не исчезает? За счет чего он пополняет свои запасы? (От выпавших осадков в виде снега, дождя)
Как вы думаете что легче, лёд или вода? (ответы детей) Давайте проверим. Погружают лед в воду. Назовите предметы , которые не тонут в воде, (дерево, пенопласт ). Что легче? (ответы детей).
Воспитатель обращает внимание детей на «ледник». Посмотрите наш ледник . почти растаял, а в тарелке все больше воды. Вот так реки пополняются водой. Вода течет с горы , образуя много горных рек, а затем мелкие речушки впадают в большие реки, как наша Кубань. Речную воду можно пить? (нет). Кубанская вода проходит специальную очистку. Очисткой воды в городе Невинномысске занимается организация Водоканал. Воду хорошо очищают от песчинок, камней и других примесей, фильтруют и подают по водопроводным трубам в наши дома. Использованная вода так же но по другим трубам собирается в огромных бассейнах, где её очищают от грязи, а затем вновь выливают в реку. Ребята, скажите кому ещё нужна вода? (животным, растениям, насекомым и т.д.).Верно, вода необходима не только человеку, но и птицам, рыбам, ящерицам, змеям и всем живым существам. Река — это дом для многих животных. Очень важно, чтобы в этом доме было чисто. К сожалению, люди забывают об этом и оставляют после себя мусор, бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумагу и др. предметы. Часто весь этот мусор смывает водой в реку. В реке моют машины. Как нужно вести себя, на берегу реки, чтобы не навредить окружающей природе? (Убрать за собой мусор, потушить костёр, забрать полиэтиленовые пакеты и выбросить их в мусор). Воспитатель показывает на глобус и говорит: «Воды на земле очень много, но она солёная, а пресной (т.е. питьевой) воды очень мало и относится к ней нужно бережно». Как вы это понимаете? (ответы детей).
Чтение стихотворения о воде
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
Средь высоких, стройных елей.
Рушится потоком селей,
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить! Всё
Что нового, интересного вы узнали о воде,
Что вам особенно понравилось?
Что вам было трудно и непонятно?